Эта публикация в блоге «Драпо Лаве» основана на материалах мастерской работы Алексея Маркина «(Anti-)Rassismus in der Sowjetunion. Darstellungen Schwarzer Menschen in den 1960er und 1970er Jahren» ((Анти-)расизм в Советском Союзе. Изображение Чёрных людей в 60-е и 70-е годы), написанной в Университете Гамбурга в 2023 году.
В этой небольшой заметке я расскажу об изображении Поля Робсона (1898–1976), которое массово распространялось в 50-х годах через публикации в крупно-тиражных журналах и на открытках. Речь пойдет о картине «Песнь мира. (Выступление Поля Робсона в Пикскилл, США)», созданной художниками Валентином Поляковым (1915–1977), Игорем Радоманом (1921–1992) и Хаитом Шацом (1915–1990). Картина экспонировалась на Всесоюзной выставке 1950 года в Москве. Цветная репродукция картины была напечатана в журнале «Огонек» (тираж 426 000 экземпляров), а черно-белая в журнале «Смена» (тираж 120 000 экземпляров).

В апрельском выпуске журнала «Огонек» 1951 года, в том самом, в котором напечатана репродукция картины «Песнь мира» с изображением Поля Робсона, на одной из страниц есть рубрика «Наши друзья», где также упоминается его имя. Этот раздел посвящен дружбе советских культурных деятелей с деятелями из других стран. В статье они представлены в парах: композиторы Дмитрий Кабалевский — Вацлав Добиаш (Чехословакия), режиссеры Сергей Юткевич — Луи Дакен (Франция) и художники Дементий Шмаринов — Ренато Гуттузо (Италия). Певец Поль Робсон находится в паре с Иваном Козловским (1900–1993) – одним из самых популярных украинских теноров в СССР того времени. Короткие тексты каждого культурного деятеля посвящены в основном воспоминаниям о войне и размышлениям о мире – и это, безусловно неспроста. В 1951 году Корейская война была в самом разгаре. СССР, наряду с Китаем, активно в ней участвовал, поставляя оружие и направлял военных специалистов. В начале того же номера «Огонька» напечатана и статья писателя Бориса Полевого (1908–1981) под названием «Великая битва», которая имеет откровенно пропагандистский характер. Сталин описывается как «знаменосец мира», а западные державы обвиняются в подготовке новой мировой войны. Статья заканчивается сообщением о всемирной поддержке рабочим классом движения за мир и, в частности, подписания «мирного пакта» между пятью великими державами.
Публикации репродукций картины в журналах «Огонек» и «Смена» были частью целой кампании в советской прессе. В других совестких газетных изданиях публиковались репортажи о событиях августа-сентября 1949 года в Пикскилле (штат Нью-Йорк), а также о реакции общественности и судебных решениях в этом резонансном деле. В «толстом» советском журнале «Новый мир» в июле 1951 года, был опубликован в русском переводе документальный рассказ американского писателя Говарда Фаста о событиях в Пикскилле с подробным описанием нападения «Американского легиона» при поддержке полиции на концерт под открытым небом, на котором должен был выступать Поль Робсон. Картина «Песнь мира» публиковалась не только в советской прессе, но также появилась на обложке американского марксистского журнала «Masses & Mainstream» и на индийском издании Фаста «Peekskill. USA», сделав изображение советских художников известным за пределами СССР.

На картине Полякова/Радомана/Шаца Поль Робсон изображен, поющим на открытой сцене, хотя согласно рассказу Говарда Фаста, концертная площадка была перенесена под дерево, чтобы ветви и тела людей скрыли тело певца от возможного покушения. На фотографии из фотоархива «Гетти имидж» Робсон вместе с пианистом и другими людьми действительно находится на сцене под деревом. На картине же дерево отсутствует, хотя очевидно, что советская общественность знала о возможности покушения и о предпринятых мерах. Фотография концерта была напечатана в советской прессе, в частности в газете «Советское искусство» в июне 1950 года.

На переднем плане картины изображены люди, представляющие левых профсоюзных активистов, которые держат друг друга за руки, изображая человеческую цепь вокруг сцены. Женщина слева держит плакат с надписью «Мир/ Нет войне!/ Запретить атомную бомбу». За спиной у Робсона простирается голубое небо. Из чего можно сделать вывод, что художники отошли от документального характера картины и не стали рисовать дерево, чтобы создать выразительный символ американского протестного движения. Вместо дерева они изобразили чистое небо с низким горизонтом. «Мирное небо над головой» стало распространенным выражением в советское время, ассоциированное с антивоенным движением. Таким образом, образ Робсона, который поет под мирным американским небом, конструировался художниками, как олицетворение общественной борьбы в США и примером для подражания. Белый и Черный подросток в правой части картины, которые взобрались на флагшток с национальным флагом Соединенных Штатов, являются как бы тому подтверждением.
К сожалению, в настоящее время неизвестно, где находится оригинал картины. Сайт «Совком» сообщает, что она находится в Донецком музее, что в настоящее время невозможно проверить из-за войны в Украине и закрытием музея. Копия картины выставлена на продажу в том же московском акционном доме «Совком». Эта копия выполнена советско-белорусским художником Игорем Радоманом, который является одним из трех авторов картины. Групповое авторство картины, вероятно, является стратегией, связанной с эффективностью работы. Предположительно художники работали вместе (в бригаде), чтобы исполнить важный политический заказ, требовавший быстрого исполнения. Такая коллективная работа как правило не вела к формированию творческого союза художников с собственной художественной программой.
Игорь Владимирович Радоман получил признание в 50-е годы и выполнял крупные общественные заказы. Он сделал настенные росписи для станции московского метро «Киевская», железнодорожного вокзала в Харькове и для международных выставок в Пекине (1954) и Лейпциге (1952). У Радомана легкая живописная манера: виртуозные мазки и много света, которые вместе создавали праздничное настроение, что хорошо сочеталось с патриотической доктриной о счастливой жизни в Советском Союзе. О соавторах Радомана Валентине Полякове и Хаите Шаце на данный момент существует мало упоминаний.
После истории в Пикскилле, где концерт в конечном итоге все-таки состоялся, при том что противостояние между «американскими патриотами» и «другой Америкой» достигло одного из своих наивысших пороявлений, Поль Робсон стал на долгое время «невыездным». Его следующий приезд в СССР состоялся только в 1958 году.
